Главная страница


История дацана


Дацан сегодня


Памятные места

Буддийская традиционная Сангха России
Тамчинский дацан "Даши Гандан Даржалинг"


Основы буддизма


Хуралы (молебны)


Фотоальбом


О проекте

Тамчинский дацан: история

История дацана

Центр буддизма в России

Дацан: 20 век

Архитектура дацана

Новейшая история

Хамбо лама XII Даши Доржо Итигелов


Тамчинский дацан-резиденция Пандидо-хамбо лам XIIПандидо-хамбо лама Даша Доржо Итигэлов.


Тамчинский дацан. В ожидании праздника Цам. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Праздник в дацане.


Хамбо Лама Д-Д. Итигэлов в Тамчинском дацане.


Музыканты оркестра Гусиноозерского дацана во время хурала ЦАМ.Фото П.П.Хороших. 1928 г.ОПП ИМБТ С.


Мистерия ЦАМ. Танец второстепенных персонажей. Гусиноозерский дацан.Фото П.П.Хороших. 1927 г.ОПП .


Маски. Мистерия Цам.


Маски мистерии Цам. Гусиноозерский дацан. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Маска для праздника Цам. Белый старец. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Мистерия Цам в гусиноозерском дацане .Фото Зонненбурга.1912 г.


Kруговращение Майтрейи. Драгоценная лошадь.

Архитектура дацана


В период между 1790 и 1820 годами произошла замена старого здания храма на новое, более крупное. Так, А. Мартос, посетивший дацан в декабре 1823 г., сообщает: "При Гусином озере всех кумирен одиннадцать; десять расположены в квадрате одна от другой в одинаковом расстоянии, главная в центре". В 1848 г было уже 16 малых храмов (сумэ), некоторые с четырьмя, другие с восемью стенами.

В 1858 г. дацану было разрешено строительство нового каменного главного храма, которое в том же году и началось. По сведениям Б. Барадийна "мастера были местные, буряты, под руководством русского мастера Воронина, мещанина г. Селенгинска". Строительство храма в основном было завершено к 1870 г. Вслед за главным постепенно были заменены новыми зданиями и остальные храмы.

       

В 1903 г. в дацане насчитывалось около 300 домов. При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян.

К началу XX века Гусиноозерский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центральном прямоугольнике (60 x 70 саженей) размещался главный трехэтажный храм  дацана - Цогчен, что означает "дом всеобщего собрания". Его окружали 7 малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка вспомогательных зданий типа русских изб. Среди них выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась высотою в 6 саженей, позолоченная   статуя бодхисатвы Майдари, выполненная из дерева бурятскими мастерами.

В 30-е годы, когда всякая религия подвергалась гонениям, стали закрываться и буд­дийские монастыри. Не избежал этой участи и Гусиноозерский дацан. От его многочис­ленных храмов и построек уцелели всего два деревянных здания — дуганы Цогчен и Чойра.

  

Главный храм дацана Цогчен

Проект храма был составлен монастырским художником и подписан Пандидо Хамбо-ламой Иши Жамсуевым, затем утвержден Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 г. Цогчен-дуган стал первым образцом нового типа храма в бурятском культовом зодчестве, положив начало второму поколению бурятских дацанов.                                                         

Нижний каменный этаж высотой 5,02 метров представляет почти квадратный в    плане    (27,7 x 23,40 м) тридцатиколонный зал с примыкающим с юга шестиколонным портиком.    Здесь собирались на торжественные богослужения все ламы и послушники монастыря. Именно в архитектурной трактовке 1-го этажа появились элементы нового образа. Впервые белые стены не имели видимой крыши и завершались фризом с защитным орнаментом  (толи). Северная сторона этажа отводилась для размещения скульптурных бронзовых позолоченных  изображений  будд, бодхисатв, дармапал. Они возвышались на особых престолах, а перед ними стояли жертвенники (тахилыйн ширэ).  На других стенах и между колоннами висели иконы (танки) и различные украшения из материи (баданы, джалцаны, хадаки).

Второй этаж был из бревен и обшит досками, в плане имел размеры 19.00 х 14.70 метров. С юга три двери выводят на широкий портик, к которому примыкает узкая открытая галерея для совершения ритуального обхода. 2-ой этаж завершается крышей с приподнятыми углами, середину которой занимает павильон 3-его этажа, его размеры в плане 11.50 х 7.40 метра. С южной стороны также устроен портик с примыкающим балконом для ритуального обхода. Крышу здания украшали декоративные элементы из золоченной меди: ганджир, джалцаны, дулэ. Высота всего здания от земли до конька крыши - 18.70 метра. Строительство здания было завершено предположительно в 1870 г.

В 1960-х годах реставраторы выполнили большой объем работ по восстановлению перекрытия и крыши над портиком. Элементы из золоченной меди были заменены деревянными копиями.

Цогчен дуган Гусиноозерского дацана представляет яркий образец бурятского зодчества второй половины XIX века.

 

Дуган Чойра

Дуган Чойра - второй по величине после Цогчена храм, который предназначался главным образом для обучения канонам буддийского вероучения. Существовала специализация по отдельным отраслям: философии буддизма, медицине, астрологии, символике. Храм был сооружен в 1853 г. Здание храма двухэтажное; первый этаж каменный, второй - деревянный.

Большой зал 1-го этажа (высотой 4.48 м) предназначался для занятий молодых монахов, обычно проходивших в форме диспутов. У северной стены размещался алтарь, на полу очень близко друг к другу, оставляя лишь узкие проходы, стояли низкие скамьи, покрытые войлоком (чжабдан). В связи с особым назначением зала в интерьере было мало обычных для буддийских храмов украшений, подвешенных к потолку. Архитектуру интерьера определяли колонны, выполненные из оструганных бревен диаметром 31 см (высотой 4.30 м). Ствол колонны и балка над ней были окрашены в красный цвет. Колонны были увенчаны капителями оригинальной формы.

Верхнее помещение (высотой 3.50 м) служило для чествования гения-хранителя. Чойры-дуган стоял в обширном дворе, огражденном деревянным заплотом. По оси его главного входа были ворота в виде павильона с колоннами.

В начале 1960-х годах храм реставрировали. Утраченные медные чеканные украшения крыши заменили резными из дерева.

Архитектурно-пространственная композиция дугана Чойра - типичный образец   бурятского культового здания второй половины XIX века, она отличается сдержанностью архитектурного декора и рациональной простотой.

 

 Дуган Аюша

Сохранились еще два дугана - Деважин и Аюша, представители типичного образца архитектуры малого буддийского храма второй половины XIX века.

Дуган Деважин в начале 1970-х годов был перенесен в Этнографический музей г. Улан-Удэ, а дуган Аюша в 1973 г. был перевезен в Новосибирский Историко-архитектурный музей СО АН СССР затем в 1990 г. был возвращен и восстановлен на прежнем месте.

 

Оленный камень

 

 Более десяти лет назад местные школьники в фундаменте одного из строений обнаружили обломок с каким-то изображением. На станцию Гусиное озеро срочно выехали специалисты. Из фундамента удалось извлечь все фрагменты стелы. Шесть крупных обломков священного камня были вывезены в Улан-Удэ для исследования и реставрации.

        Каменная стела выполнена из туфа серо-коричневого цвета. Все четыре его грани были заполнены многофигурными композициями. В основном это стилизованные фигурки оленей с мордами наподобие птичьего клюва и ветвистыми рогами. На северной грани изображена ажурная пятиугольная фигура, внутреннее пространство которой заполнено поперечными  линиями в виде углов, повторяющих острый выступ наверху. Здесь же изображен предмет в виде длинной, слегка искривленной рукоятки, из которой перпендикулярно выступает что-то вроде длинного клинка, кельта или боевого топора. На западной грани выбит круг с подвеской в нижней части, утолщенной посередине и раз­двоенной на конце и изображение топора.

       Датировка подобных изображений крайне затруднена. Однако большинство специалистов сошлось на том, что за­гадочные изображения были нанесены на камень в XI-VIII вв. до н. э., то есть за несколько веков до рождения Будды.

Оленный камень «Алтан Сэргэ» предназначался для гостей, съезжавшихся на церемонию «Цам». К нему привязывались кони, которые своим ржанием извещали о начале праздника.

 

   Назад             Читать дальше