Тамчинский дацан-резиденция Пандидо-хамбо лам XIIПандидо-хамбо лама Даша Доржо
Итигэлов.
Тамчинский дацан. В ожидании праздника Цам. Музей истории Бурятии им. М.Н.
Хангалова.
Праздник в дацане.
Хамбо Лама Д-Д. Итигэлов в Тамчинском дацане.
Музыканты оркестра Гусиноозерского дацана во время хурала ЦАМ.Фото П.П.Хороших.
1928 г.ОПП ИМБТ С.
Мистерия ЦАМ. Танец второстепенных персонажей. Гусиноозерский дацан.Фото
П.П.Хороших. 1927 г.ОПП .
Маски. Мистерия Цам.
Маски мистерии Цам. Гусиноозерский дацан. Музей истории Бурятии им. М.Н.
Хангалова.
Маска для праздника Цам. Белый старец. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.
Мистерия Цам в гусиноозерском дацане .Фото Зонненбурга.1912 г.
Kруговращение Майтрейи. Драгоценная лошадь.
|
Архитектура
дацана
В период между 1790 и 1820 годами произошла
замена старого здания храма на новое, более крупное. Так, А. Мартос, посетивший
дацан в декабре 1823 г., сообщает: "При
Гусином озере всех кумирен одиннадцать;
десять расположены в квадрате одна от другой в одинаковом расстоянии, главная в
центре". В 1848 г было уже 16 малых храмов (сумэ), некоторые с четырьмя, другие
с восемью стенами.
В 1858 г. дацану было разрешено строительство
нового каменного главного храма, которое в том же году и началось. По сведениям
Б. Барадийна "мастера были местные, буряты, под руководством русского мастера
Воронина, мещанина г. Селенгинска". Строительство храма в основном было
завершено к 1870 г. Вслед за главным постепенно были заменены новыми зданиями и
остальные храмы.
В 1903 г. в дацане насчитывалось около 300 домов.
При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке
проживало до 800 монахов и мирян.
К началу XX века Гусиноозерский дацан был большим
поселком с правильной сеткой улиц. В центральном прямоугольнике (60 x 70
саженей) размещался главный трехэтажный храм дацана - Цогчен, что означает "дом
всеобщего собрания". Его окружали 7 малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка
вспомогательных зданий типа русских изб. Среди них выделялся двухъярусный храм
Майдари. В нем помещалась высотою в 6 саженей, позолоченная статуя бодхисатвы
Майдари, выполненная из дерева бурятскими мастерами.
В 30-е годы, когда всякая религия подвергалась
гонениям, стали закрываться и буддийские монастыри. Не избежал этой участи и Гусиноозерский дацан. От его многочисленных храмов и построек уцелели всего два
деревянных здания — дуганы Цогчен и Чойра.
Главный храм дацана Цогчен
Проект храма был составлен монастырским
художником и подписан Пандидо Хамбо-ламой Иши Жамсуевым, затем утвержден
Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 г. Цогчен-дуган стал первым
образцом нового типа храма в бурятском культовом зодчестве, положив начало
второму поколению бурятских дацанов.
Нижний каменный этаж высотой 5,02 метров
представляет почти квадратный в плане (27,7 x 23,40 м) тридцатиколонный
зал с примыкающим с юга шестиколонным портиком. Здесь собирались на
торжественные богослужения все ламы и послушники монастыря. Именно в
архитектурной трактовке 1-го этажа появились элементы нового образа. Впервые
белые стены не имели видимой крыши и завершались фризом с защитным орнаментом
(толи). Северная сторона этажа отводилась для размещения скульптурных бронзовых
позолоченных изображений будд, бодхисатв, дармапал. Они возвышались на особых
престолах, а перед ними стояли жертвенники (тахилыйн ширэ). На других стенах и
между колоннами висели иконы (танки) и различные украшения из материи (баданы,
джалцаны, хадаки).
Второй этаж был из бревен и обшит досками, в
плане имел размеры 19.00 х 14.70 метров. С юга три двери выводят на широкий
портик, к которому примыкает узкая открытая галерея для совершения ритуального
обхода. 2-ой этаж завершается крышей с приподнятыми углами, середину которой
занимает павильон 3-его этажа, его размеры в плане 11.50 х 7.40 метра. С южной
стороны также устроен портик с примыкающим балконом для ритуального обхода.
Крышу здания украшали декоративные элементы из золоченной меди: ганджир,
джалцаны, дулэ. Высота всего здания от земли до конька крыши - 18.70 метра.
Строительство здания было завершено предположительно в 1870 г.
В 1960-х годах реставраторы выполнили большой
объем работ по восстановлению перекрытия и крыши над портиком. Элементы из
золоченной меди были заменены деревянными копиями.
Цогчен дуган Гусиноозерского дацана представляет
яркий образец бурятского зодчества второй половины XIX века.
Дуган Чойра
Дуган Чойра - второй по величине после Цогчена
храм, который предназначался главным образом для обучения канонам буддийского
вероучения. Существовала специализация по отдельным отраслям: философии
буддизма, медицине, астрологии, символике. Храм был сооружен в 1853 г. Здание
храма двухэтажное; первый этаж каменный, второй - деревянный.
Большой зал 1-го этажа (высотой 4.48 м)
предназначался для занятий молодых монахов, обычно проходивших в форме диспутов.
У северной стены размещался алтарь, на полу очень близко друг к другу, оставляя
лишь узкие проходы, стояли низкие скамьи, покрытые войлоком (чжабдан). В связи с
особым назначением зала в интерьере было мало обычных для буддийских храмов
украшений, подвешенных к потолку. Архитектуру интерьера определяли колонны,
выполненные из оструганных бревен диаметром 31 см (высотой 4.30 м). Ствол
колонны и балка над ней были окрашены в красный цвет. Колонны были увенчаны
капителями оригинальной формы.
Верхнее помещение (высотой 3.50 м) служило для
чествования гения-хранителя. Чойры-дуган стоял в обширном дворе, огражденном
деревянным заплотом. По оси его главного входа были ворота в виде павильона с
колоннами.
В начале 1960-х годах храм реставрировали.
Утраченные медные чеканные украшения крыши заменили резными из дерева.
Архитектурно-пространственная композиция дугана
Чойра - типичный образец бурятского культового здания второй половины XIX
века, она отличается сдержанностью архитектурного декора и рациональной
простотой.
Дуган Аюша
Сохранились еще два дугана - Деважин и Аюша,
представители типичного образца архитектуры малого буддийского храма второй
половины XIX века.
Дуган Деважин в начале 1970-х годов был перенесен
в Этнографический музей г. Улан-Удэ, а дуган Аюша в 1973 г. был перевезен в
Новосибирский Историко-архитектурный музей СО АН СССР затем в 1990 г. был
возвращен и восстановлен на прежнем месте.
Оленный камень
Более десяти лет назад местные школьники в
фундаменте одного из строений обнаружили обломок с каким-то изображением. На
станцию Гусиное озеро срочно выехали специалисты. Из фундамента удалось извлечь
все фрагменты стелы. Шесть крупных обломков священного камня были вывезены в
Улан-Удэ для исследования и реставрации.
Каменная стела выполнена из туфа
серо-коричневого цвета. Все четыре его грани были заполнены многофигурными
композициями. В основном это стилизованные фигурки оленей с мордами наподобие
птичьего клюва и ветвистыми рогами. На северной грани изображена ажурная
пятиугольная фигура, внутреннее пространство которой заполнено поперечными
линиями в виде углов, повторяющих острый выступ наверху. Здесь же изображен
предмет в виде длинной, слегка искривленной рукоятки, из которой
перпендикулярно выступает что-то вроде длинного клинка, кельта или боевого
топора. На западной грани выбит круг с подвеской в нижней части, утолщенной
посередине и раздвоенной на конце и изображение топора.
Датировка подобных изображений крайне
затруднена. Однако большинство специалистов сошлось на том, что загадочные
изображения были нанесены на камень в XI-VIII
вв. до н. э., то есть за несколько веков до рождения Будды.
Оленный камень «Алтан Сэргэ» предназначался для
гостей, съезжавшихся на церемонию «Цам». К нему привязывались кони, которые
своим ржанием извещали о начале праздника.
Назад
Читать дальше
|