Главная страница


История дацана


Дацан сегодня


Памятные места

Буддийская традиционная Сангха России
Тамчинский дацан "Даши Гандан Даржалинг"


Основы буддизма


Хуралы (молебны)


Фотоальбом


О проекте

Тамчинский дацан: история

История дацана

Центр буддизма в России

Дацан: 20 век

Архитектура дацана

Новейшая история

Хамбо лама XII Даши Доржо Итигелов


Тамчинский дацан-резиденция Пандидо-хамбо лам XIIПандидо-хамбо лама Даша Доржо Итигэлов.


Тамчинский дацан. В ожидании праздника Цам. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Праздник в дацане.


Мистерия ЦАМ. Танец второстепенных персонажей. Гусиноозерский дацан.Фото П.П.Хороших. 1927 г.ОПП .


Маски. Мистерия Цам.


Маски мистерии Цам. Гусиноозерский дацан. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.


Мистерия Цам в гусиноозерском дацане .Фото Зонненбурга.1912 г.

 Читать дальше

Тамчинский дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию. В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры 18-19 веков, сохранились до наших дней.

Оленный камень, уникальный образец наскального искусства эпохи бронзы, также привлекает внимание туристов.Дацаны на территории Бурятской, Иркутской и Читинской областей

С нашим буддийским храмом связано немало интересных историй.  В середине XVIII века в Селенгинской степи подул божественный ветер. Говорят, что на месте нынешней середины Гусиного озера буддийский священник Ахалдайн Жинбэ (Жамба Ахалдаев) в 1741 году поставил большую войлочную юрту, которая служила кумирней. Так начиналась история Тамчинского (Гусиноозерского) дацана. Место под его строительство указал первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржаа Заяев.

По преданиям, после установления кумирни в один прекрасный день ламы стали свидетелями настоящего чуда: вокруг колодца, находящегося возле храма Будды, вдруг выступила вода. Она расширяла свои границы. Так что дацан пришлось дважды переносить на более возвышенные места.

Со времени основания Тамчинского дацана ему покровительствует божество огня — богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (хранитель) дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан. Богиня традиционно изображается едущей на муле или коне... Постепенно буддийский монастырь менял свой облик. В 1750 году здесь построили деревянный храм. Вместе с расширением дацана росло его влияние и значимость среди буддистов, населяющих южную сторону Байкала.

1809 год — особая веха в истории дацана. Тогда Тамчинский дацан стал Хамбын Хуреэ, т.е. резиденцией Пандито Хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром  буддизма в России.

В 1858 году началось возведение нового главного храма Цокчен (Сокшин). И в 1870 году пейзаж Тамчинской долины украсило величественное белое трехэтажное каменное здание, украшенное наверху двумя позолоченными оленями с колесом между ними. Новый Сокшин-дуган стал первым образцом нового типа храмов в бурятском культовом зодчестве.

Расцвет Тамчинского дацана пришелся на начало XX века. В это время он превратился в большой поселок.В 1903 году здесь насчитывалось около 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам.

Долгие годы дацан был одним из центров по изучению религии, буддийской философии, а также центром книгопечатания с тибетско-монгольских ксилографов, иконописи, ремесел, литья скульптурных изображений божеств, медицины. Гордостью дацана считалась своя живописная школа и столярная мастерская. При дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков. Здесь проводились буддийские мистерические танцы «Цам».

Тамчинский дацан дал российскому будизму девять Пандито Хамбо лам. Одним из самых известных Хамбо-лам Тамчинского дацана считался Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), который занимал этот высокий пост с 1878 по 1896 годы.

В истории Тамчинского дацана как в зеркале отразилась история нашей страны, республики. В середине тридцатых годов прошлого века волна гонений нахлынула и на главный буддийский монастырь респуб­лики. Следы тех смутных лет гулаговского периода до сих пор хранят колонны и стены священного храма... Десятилетия, с подачи безбожной власти, продолжалось мрачное время в истории дацана, когда он подвергся грандиозному разрушению и разграблению — даже несмотря на то, что в 1960 году стал памятником архитектуры федерального значения. Лишь только с начала девяностых годов прошлого века один из крупнейших дацанов Бурятии словно обрел вторую жизнь. Степь после многолетнего молчания огласили звуки белых раковин - «дунгар» и при многочисленном скоплении верующих прошло освящение дацана. А летом 1991 года, в год 250-летия дацана, его посетил Далай-лама XIV Тензин Гьятцо. Снова в Тамчинской долине подул свежий божественный ветер:под покровительством богини Лхамо стала укрепляться буддийская вера. На прежнее место вернулся разобранный храм Аюша, нашелся и возвратился считавшийся безвозвратно утерянным священный оленный камень — «Алтай Сэргэ» («Золотая коновязь»), насчитывающий более чем 3300-летнюю историю. Начался новый период в истории дацана — его возрождение и продолжение славных традиций.

Четыре года назад здесь проводился религиозно-спортивный праздник, посвященный 260-летию знаменитого дацана. В старину подобные соревнования назывались «дацанскими играми».

А 21 августа 2005 года после семидесятилетнего перерыва в дацане прошел трехдневный хурал-молебен «Ганджур». Вновь после  семидесятилетнего перерыва на древнюю землю Тамчи благословенным дождем пролились священные строки буддийского канона. После этого Тамчинская степь преобразилась и расцвела всеми цветами радуги — стартовали «Игры Тамчинского дацана», благородная миссия которых — возрождение традиций дацана, духовное и физическое воспитание людей, выявление талантливых спортсменов.

 

   Назад             Читать дальше

   

 

Рекомендуем препараты для снижения веса со склада в Екатеринбурге Еще >>>